Тенькинская трасса. Колыма.

_DRS3937

  Еще в 1931 г. было открыто золото на Теньке, но только через шесть лет приступили к строительству новой дороги - ответвления Колымской трассы. Тогда еще не были известны главные кладовые Омчакской долины, и планировалось построить автопроезд длиной 200 км к недавно открытым месторождениям олова. Тенькинский дорожно-строительный район в системе управления "Дорстрой" был организован в ноябре 1937 года.

_DRS8262
Зимой на перевалах встречаются лисы попрошайки.

DRS_4514
Окрестности дороги не менялись столетиями, только сама дорога стала пошире и все такая же грунтовая.

DRS_4516
Пейзаж с Тенькинского перевала.

DRS_4544

DRS_4548
п. Мадаун. Типичная жилая многоквартирная постройка арктического проекта 50-60х.

DRS_4549
п. Мадаун.

DRS_4550
Склад, амбар, гараж... Не знаю, что это было но построено на заре освоения Колымы конца 30х. Очень фактурное и винтажное..

DRS_4560
перевал Гусакова.1.

DRS_4564
.....2.

img066      В декабре группа изыскателей вышла на поиски трассы на Теньку. Разведку трассы провели инженеры Карпов и Леонов. С небольшой группой рабочих на оленьих упряжках они прошли по маршруту, проложенному ольским проводником Семеном Слепцовым. В первых числах февраля 1937 г. по следам изыскателей двинулись дорожники во главе с молодым техником Иваном Шишовым. Они вели зимник. Нередко пурга уничтожала труды, приходилось начинать все заново. Как только были пройдены первые 30 км, по зимнику пошли трактора. В свежесрубленные сараи складывались грузы, а место называлось командировкой. Временный проезд был готов к осени.
    Тенькинскую трассу в первые годы называли автопролазом. Это была узкая дорога только для одной машины. Через каждые 200 м были разъезды. Вплотную к дороге подступали вековые деревья. В сентябре 1938 г. с приходом этапов заключенных стал расти поселок Мадаун. Отсюда трассу повели сразу в обе стороны. Через каждые 12 км был лагерь - иначе, командировка. Строились мосты. В 1939 г. была открыта Детринская паромная переправа. На небольших ручьях ставили треугольные или трапециевидные "трубы" из дерева. Капитальные мосты возводили сразу с проезжей частью. Строили их в зимнее время, начиная с ноября. Котлованы под быки рыли до скалы. К маю проезд был готов. На строительстве мостов работали бесконвойные заключенные, мастеровые, получавшие большую пайку хлеба и продуктов. За ними шли грунтовщики. Все работы на трассе велись вручную. Самыми тяжелыми участками на строительстве были перевалы. Скалы разбивали кувалдой с помощью клина. Тачку или сани с грузом породы до 300 кг тащили в одиночку. Жили порой прямо на дороге в "трубах" по 20-30 человек.
    В 1941 г. трасса дошла до Дусканьи. Соединилась с Колымской уже после войны. Ввод в эксплуатацию этой дороги сократил на 130 км путь доставки грузов из Магадана в верховья Колымы и Индигирку. В 1946 г., с прибытием первых этапов военнопленных, начинается новый период Тенькинской трассы - строительство двухпроездной дороги. В 1947 г. появился первый американский снегоочиститель. Идет реконструкция искусственных сооружений - замена деревянных пролетов на деревометаллические, строительство новых мостов через реки. Наиболее значительным среди них был кулинский мост длиной 204 м. ( По материалам Р. Седова)
























Бида..бида.. все животные выползают утром-вечером. Я например на маске , позавчера встретил чернобурку в полночь. Снял с 5 ти метров и фоточки есть.
Вот как эту книгу купить, не знаете? Уже всех магаданцев просили, и в редакцию писали - нет ответа.
Спасибо, хотя отец хотел бумажный вариант, но у них есть читалка, вот и будет стимул освоить.
Ой спасибо тебе дорогой товарищ! Давно ищу. Спасибо Грибановой за исследование.
" Спасибо Грибановой за исследование."(с)
Спасибо..!)) Прииск "40 лет Октября: п.Ветреный, п.Мой - Уруста, п.Обо, п.Сибик - Тыэллах, п.Санга - Талон,п.Рудный, п. Оттоги-Отуг, п.Бежин Луг ,п.Юбилейный ....
Re: " Спасибо Грибановой за исследование."(с)
Спасибо. Я в курсе.
Суровые места. У вас уже снег?
''Дома арктического проекта'' - это особо утепленные строения с маленькими окнами?
ПОМИМО ЛИС ПОПРОШАЕК ДОВОЛЬНО ЧАСТО ВСТРЕЧАЮТСЯ ПОПРОШАЙКИ-СУСЛИКИ,ОНИ ВЫБЕГАЮТ НА ОБОЧИНУ ДОРОГИ.ЗАСЛЫШАВ ШУМ МОТОРА,ПРИВЫКЛИ,ЧТО ВОДИТЕЛИ-ДАЛЬНОБОЙЩИКИ ВСЕГДА ИХ ПОДКАРМЛИВАЮТ,ОНИ ОЧЕНЬ ЛЮБЯТ ХЛЕБ
Рудольф Владимирович Седов - молодец! Решил написать большую статью про нашу летнюю вылазку на озеро Джека Лондона! :) С нетерпением жду, когда закончит! :)
Пост замечательный!Снимки заснеженных гор-великолепны.Ну и лиса оживила повествование.Карта хорошая.Так получилось,что последнее время натыкаюсь на название Усть-Омчуг,прямо родное стало!:) С Вадимом уже говорили о книге Грибановой,он несколько фрагментов дал почитать.Чрезвычайно важный исследовательский справочный исторический материал,но читается трудно-наука,а не литература. Вот приведённый Вами кусок от Седова совсем иного
свойства-здесь о людях,условиях жизни и труда.Конечно было бы интересно почитать репортажи по следам обеих книг.
Подъёмный это труд? Хотя бы частично.Последние два снимка фантастически прекрасны-контраст белого и чёрного!
Вот такие замечания.
Евгений!
Материал хороший)а первый снимок супер)))Спасибо Вам)удачи в делах и отличного настроения)))
Re: Вот такие замечания.
Спасибо дорогой barbitomakus! Стараемся!
Re: Вот такие замечания.
Евгений!
Спасибо Вам за отзыв)))Это ценно и очень замечательно)))
Великодушно простите,что сейчас я не могу Вам ничем
помочь и быть полезным!Всех Вам благ земных!Надеюсь
,что и погодка не особенно беспокойная)в нашем Городке дожди)но ещё тепло...
Re: Вот такие замечания.
Я скоро выложу снимки о поездке в Санкт-Петербург, глазами магаданца. Заходите. Буду истинно рад!
Прошу прощения!
Евгений!
Великодушно простите,что давно я Вам ничегошеньки не писал)и был не слишком внимателен к Вашим чудесным репортажам) ибо всё в суете кромешной и самого интересного не замечаю)))Всего Вам хорошего!
Привет из нашего Городка)
Евгений!
Замечательно)всё красиво)спасибо Вам большое)С Праздником)отличного настроения и здоровья)удачи в делах)Всего самого доброго всем Вашим дорогим
близким)))