Быт эвенской семьи. Колыма.

DRS_1861
Как то, оказавшись в одном из районных центров Магаданской области, я оказался в гостях у одной большой и дружной эвенской семьи. Не буду называть имен. Речь пойдет о прабабушке. Ей почти 100 лет. Родственники ее очень любят и берегут.

DRS_1849
Прабабушка чтит национальные традиции как учили ее пращуры. Хранит национальные костюмы в полном порядке.
В качестве материала для изготовления одежды использовались шкуры животных. Головным убором был плотно облегающий голову ка-нор, расшитый бисером. Зимой поверх него носили большую меховую шапку. Женщины иногда надевали платок.

DRS_1867
Сама много шьет и приучает детей и внуков уважать свои древние корни.

Пробабушка еще помнит как за невесту уплачивали калым — тори. Его стоимость превосходила приданое в два-три раза. После уплаты калыма родители и другие родственники невесты привозили её с приданым к родителям жениха. Невеста три раза объезжала по солнцу вокруг чума, а затем родители вручали её жениху. После этого обряда невеста входила в чум, где уже был подвешен новый полог для молодых. Она вынимала свой котел и варила мясо убитого оленя. Приданое развешивали вне чума на обозрение. При рождении ребёнка ему выделяли в стаде определенное количество оленей.Выходя замуж, девушка получала в приданое стадо, образовавшееся от размножения этих оленей.

DRS_1872
DRS_1874

DRS_1875
Ради моего визита правнук с радостью нарядился в парадное и с удовольствием позировал рядом с прабабушуой.

DRS_1879
Вышивка располается по швам и краям одежды, чтобы «мешать» проникновению злых духов в одежду. Орнамент в одежде  обладал определенной сакральной силой, внушающей владельцу данной вещи чувство уверенности и неуязвимости, силу и мужество.

DRS_1889
Второй родственник появился вот в таком виде, говорит, ссадина получилась на мотоцикле. Честно признался - Выпимши был).
Занимается охотой, рыбалкой, ловит оленей. Вот пытается найти фото большого оленя, на которого, давно глаз положил, так оказалось я его быстрее нашел на фотоаппарате.

DRS_7417
Мне получилось его заснять пролетая над его угодьями днем раньше. Узнал по рогам. Правда очень большой олень.

DRS_1892
Быт очень скромный, не потому, что денег мало, (у КМНС хорошие льготы и пенсии) а просто им много не нужно. Очень аскетичный народ. Всего в Магаданской области их живет не больше 2,5 тыс. человек.

DRS_1842
Натуральное хозяйство. Картошка, мясо, рыба, все своё, родное.

DRS_1893
Очень добрые и честные люди. Просто не любят фотографироваться в подъездах).

DRS_1897

А так выглядит их дом в марте. Ночью еще морозы под 40С.
DSC_7788
На фотографиях применил стилизацию под пленку. Теплое, ламповое зерно, атмосфэрно, все такое... Надеюсь к месту).


отличный пост, великолепная история!
1-интересно читать и смотреть такие репортажи.
2-фоток действительно мало
Где эта грань, когда мало и много)? Бывает , что много фото перегружают пост информацией... Спасибо, учтем.

Edited at 2015-03-14 12:27 pm (UTC)
Спасибо!Очень познавательно и интересно.Однако ещё широкое поле для творчества:когда и почему эвены оказались в бараке,о быте практически ничего пока нет,о детях.Цель конечно объявлена-прабабушка,но мы же почти ничего не знаем о новой жизни народов севера. Не вымирают ли? Возраст героини рассказа внушает надежду.Участвуют ли в новых программах развития? Будет продолжение?Хорошо бы.:))
Интересный пост. Хорошие снимки. Я считаю, что их достаточно. Возможно, кому-то скорее всего не хватило разнообразия, деталей или логической завершённости, а не количества. Если подходить академически, то любую историю можно рассказать 3-х (начало, середина и конец) или в 5-ти кадрах. Остальные кадры будут уже работать только на увеличение объёма. Например, первые семь снимков представляют героев истории в их национальных одеждах. То есть имеют одно значение. Можно уменьшить до 1 - го или 3-х кадров (в полный рос, крупный план - лицо и деталь одежды крупно). Снимок с картошкой можно убрать, либо добавить подобных кадров быта, их пищи, т.к. в такой последовательности он немного выбивается из общего ряда.

Но это, конечно, просто личное мнение. Так-то можно как угодно делать. Я бы ещё про эвенков почитал. Интересно, например, как они взаимодействуют (взаимодействовали в прошлом) с местными. Что сохранили из своей культуры, а что утратили?
Благодарю за развернутый комент. Ценю любой совет. Соглашусь со сказанным. Снимал для издательства, а история потом родилась. Как всегда в общем, думать раньше нужно было. Есть в планах, пост про колымского капитана, там все по классике снято. запостю на сл. неделе. Еще раз спасибо, что читаете!
Очень интересно. Спасибо. Пишите еще, фото побольше.
Евгений, у вас прекрасные фото, но у вас, вероятно закралась опечатка под одной из фото. В Магаданской области ну никак не может проживать не более 2,5 тысяч человек. В районном центре (Ольский район, Тенькинский, Сеймчанский?) вполне может быть немного жителей, а в области - гораздо больше. Если вы живете в самом Магадане, то понимаете, что в областном центре сейчас проживает под сто тысяч или немного меньше. Мы с вами земляки. Я прожила в Магадане огромный кусок жизни. Всего несколько лет, как переехала в центр России. Извините, что я вас поправила. Забредет кто-нибудь случайно в ваш блог и решит, что Магаданская область это жуткая безлюдная жуть. Но ведь это совсем не так. Не правда ли?
имелось ввиду, что эвенских - 2,5 тысячи, а не всего жителей в Магадане и области:)
Те же самые жители на другом конце Берингова пролива:






Да,впечатлило....
.....спасибо автору,давно там не был и....навряд еще буду....