Амбарчик на Колыме. Печальная судьба арктического поселка.


п. Амбарчик находится в устье р. Колыма, где могучая река впадает в Северный ледовитый океан. Сейчас там уже никто не живет. Есть только метеостанция с несколькими сотрудниками. Именно на эту метеостанцию был совершено дерзкое нападение немецких оккупантов в далеких 40х. Об этом подробнее.  


История Амбарчика тесно переплетается с историей освоения Арктики. В 1909 году в этих местах работала экспедиция Г. Я. Седова. Тогда ожидался приход пароходов из Владивостока в устье Колымы, и нужно было найти фарватер. Недалеко от Амбарчика на мысе Дмитрия Лаптева стоял высокий деревянный маяк. Рядом с ним было несколько полуразрушенных амбаров (может быть, от них и произошло название – Амбарчик), в которых, полагают, жила в 1739 году команда Д. Лаптева. Однако за 170 лет фарватер переместился, а маяк остался как исторический памятник.



В начале 30-х годов на Колыме и Чукотке работала этнографическая экспедиция под руководством члена комитета народов Севера при Президиуме ВЦИК Карла Яновича Лукса. Его экспедиция должна была проделать большую работу на местах, выявить специфические особенности жизни и трудовой деятельности местных народностей. К. Лукс трагически погиб в Амбарчике. Экспедиция была закончена уже без него. На могиле К. Лукса сооружён памятник-обелиск с пятиконечной звездой. Надпись на нём гласит: «От благодарных потомков – комсомольцев Нижнеколымского района».


Когда-то в бухте Амбарчик действительно был крупный торговый порт (полярная станция была открыта почти одновременно с ним – в 1935 году), а в посёлке во время навигации жило несколько тысяч человек. Но это был не просто посёлок, а огромный лагерь, входящий в систему «Дальстроя» «архипелага ГУЛАГ». В Амбарчике, в частности, находился пересыльный лагерь политических и уголовных ссыльных, откуда они доставлялись в места постоянного заключения по бассейнам северных рек.


Строительство порта в бухте Амбарчик началось в 1932 году. Первыми строителями были бывшие крестьяне-кулаки и прочие «враги народа», которых доставил из Владивостока караван судов так называемой Северо-Восточной Колымской экспедиции.





Амбарчик был важным пунктом освоения Советской Арктики. Принимал участие в наземном обеспечении спасения "Челюскина", первой высадки на Северный Полюс. Обеспечивал патрульные полеты Мазурука на "Каталине".


По данным госархива Магаданской области, на 1 ноября 1948 года в Амбарчике в пересыльном пункте находилось 123 человека, в отдельном лагерном пункте № 3 – 778 человек, и ещё в посёлке проживало 355 ссыльных – то есть всего 1256 зеков. О численности гражданского населения информации нет.


На возвышении – кладбище с покосившимися и проржавевшими памятниками со звёздочками. На многих – дыры от пуль, в том числе и на звёздочках. Кое-где хорошо сохранились надписи, по которым можно было узнать, что на этом кладбище похоронены, в частности, моряки и даже дети.


В то время в Амбарчике были построены пирсы, складские помещения, бараки, карцеры и т. п. Всё это было окружено километрами колючей проволоки. Она до сих пор встречается здесь везде. Кругом мрачные развалины, нагромождения каких-то железяк и камней, бочек и брёвен. Это место похоже, скорее, на свалку.






Первый раз встретились с немцами, когда на их метеостанцию пытались высадить десант с подводной лодки, но к ним на станцию незадолго до этого успели завезти два пулемета Дягиерева с расчетами, да и карабинов у них хватало. Обе резиновые десантные лодки они потопили, ПЛ не могда подойти ближе из-за мелководья и льдов, обстреляла из зенитных автоматов, особого ущерба не нанесла, - дома у них были из толстого плавника. Победа была на стороне оборонявшихся . Но радоваться можно было не долго.
Фашисты отбитую атаку, так просто, не забыли. В самом конце навигации к станции подошел немецкий рейдер и, расстрелял из орудий все постройки. Зиму они прожили в "иглу", из снега и обломков, что остались от домиков. Больше боевых эпизодов не было.


Возможно, порт здесь действовал бы и поныне, но из-за небольших глубин оказалось целесообразнее перенести его в нижнее течение Колымы на Зелёный мыс рядом с посёлком Черский. Там к тому же не было штормов. После перевода порта Амбарчик опустел. +++++
Фото (2013г.) предоставлены моим френдом. t1ourist за что ему большое спасибо!
www.polarpost.ru/f/viewtopic.php?id=993

Заинтересовало нападение немецких кораблей на Амбарчик, но не смог найти никаких подробностей. Если где о нем и упоминается, то это практически тот же текст, что и здесь.
Поискал, ничего не находится. В английской Вики утверждается, что нападение произошло в рамках операции «Вундерланд», но в описаниии этой операции на всех языках упоминаются только действия в Баренцевом и Карском морях.
эта байка пошла от одного ветерана с Амбарчика
калька событий в Карском море
лед, пролив Вилькицкого, журналы действий всех немецких лодок...
Как, в 2010 г. проходило Шинтоп Трофи. Участники добрались до намеченной цели п. Амбарчик. Гуляли, смотрели достопримечательности и нашли железную бочку Вермахта. Никак не могли это объяснить. Думаю, пазл потихоньку складывается.





Edited at 2015-03-23 07:30 am (UTC)
Она может быть из трофеев, захваченных где-нибудь в Европе. В 43-м году у немцев действовал единственный рейдер - "Михель", но в его истории нигде не упоминается нападение на этот поселок.

Edited at 2015-03-23 10:51 pm (UTC)
Я не смею утверждать откуда эта бочка приплыла, но на счет рейдеров... Найти бы план операций «Крестоносец», «Арктический волк», «Виолончелист», «Перелетные птицы» 42-44гг. А где был «Адмирал Шеер»? Немцы регулярно совершали налеты на наши полярные и метеостанции, захватывая шифры и документы. Например налет на мыс Стерлегова тоже почти нигде не упоминается. Возможно об Амбарчике не упоминается из за неудачи и малозначимости инцидента.
Изучая остатки ГУЛАга на Колыме, я не когда не встречал бочек Вермахта. Значит это не носило характер регулярных поставок. Не имея опровержения случая в Амбарчике мы не можем однозначно утверждать, что этого не было но и доказательств пока не вижу.
В любом случае благодарен Вам, что дали повод задуматься.
бочки Вермахта есть по всему побережью
Чукотка, Курилы
послевоенный завоз в трофейных
и вот отчего-то не Кригсмарине :)
танков надо было поискать

отчеты всех действий немцев в Арктике уже не секрет
дедушка- ветеран Амбарчика наплел- вы все верите
Это не Сочи,это - настоящая Россия.
Спасибо,Евгений!Не всё красота и романтика!Особенно гнетуще может оттого,что люди сравнительно недавно бросили
Амбарчик.А метеостанция функционирует? "Немецкая"история очень интересна:подлодка за транспортами,идущими по Северному Морскому пути,охотились? А бочка такая свеженькая-как там оказалась?Будут ли тайны разгаданы?Памятник 68 года-совсем недавно!И-сплошное запустение!
Да, много загадок хранит Арктика. А метеостанция еще работает. Да.
Даже реки и озера из мазута есть.
Подзагажено. А металлолома много.
Пост и снимки просто превосходные. Правда первый раз услышал от вас, что сюда заходили немецкие ПЛ. Может быть японские, нет? Если немецкие, то где они заправлялись соляркой, продуктами?
В северном Ледовитом океане курсировали немецкие рейдеры и штук 20 ПЛ в поисках северных конвоев. Делали вылазки на метеостанции в поисках шифров и расстреливали порты. Диксон, Новая земля, ряд поселков на Таймыре... Почитайте в интернете.

[lj-like in invalid context]
При чем тут "Комет" - к истории?
1."Комет" Севморпутем проводили наши ледоколы - еще ДО начала войны.
2. Разумеется, никакого нападения германского рейдера в Восточно-Сибирском море не было за всю войну.
3. Не было и действий германских подводных лодок восточнее пролива Вилькицкого.
4. Были полеты дальних метеоразведчиков глубоко в наш тыл, но ближайшая точка дозаправки находилась на севере Новой Земли у мыса Желания. Это летом 1942 года. Но дотягивались ли они до устья Колымы?
Всем - здравствуйте! А я здесь родился 6 мая 1951.У своих вольнонаёмных родителей. Факт зарегистрирован в Походском сельсовете.Завтра свои 65 обмою...