Оборонительный заслон Магадана. Батарея № 960. Мыс Островной.


Подробная история с фотографиями про Батарею № 960. Располагалась она в 1,5 км к востоку от мыса Островной (северный входной мыс бухты Нагаева) и состояла из двух больших капониров с двумя орудийными гнездами в каждом.


Капониры представляли собой мощные двухэтажные сооружения, с вентиляционно – отопительными системами, помещениями для отдыха, душевыми, пороховыми погребами, системами жизнеобеспечения.  В каждом капонире находился запас снарядов. Ходы сообщения, состоявшие из системы потерн, залегавших на глубине от 3 до 7 метров, связывали все сооружения и служила трассой для проведения кабелей приборов управления стрельбой.


Орудия изготавливались на заводе «Большевик» производства  1937-1938 гг.
Все вышеперечисленные данные получены из справочников и просторов интернета. На этой батарее сам бывал не один раз начиная с отроческого возраста и по недавнее время.. На основе собственных впечатлений и умозаключений и своих товарищей и коллег добавлю следующее..
Сама батарея и комплекс обслуживающих ее зданий располагался в 1-1,5 километре к востоку от мыса Островной на возвышенности. Комплекс административных и жилых зданий располагались  на площадке перед спуском на мыс Островной и в метрах 300 от устья ручья.
Между самой батареей и комплексом административных и жилых зданий, как ошибочно указывается в источниках, сопки не было.. Была только дорога, спускающаяся от батареи до зданий возле мыса Островной.

Батарея № 960. Состояла из четырех 130-мм установок Б-13 на мысе Островной. Видимо, позже эта батарея получила номер 383. Батарея вступила в строй в 1940 году, была расформирована в 1960.





В капонирах находились также пороховые погреба для хранения снарядов. На снимке видны уцелевшие стеллажи для них.
Орудия Б-13 первой серии, установленные на батарее имели картузный тип заряжания, то есть сперва укладывался снаряд, после картуз с порохом. Это наложило определенные особенности на оборудование порохового погреба. Небходимо было иметь два механизма подачи из погреба — для снарядов и картузов с порохом.

Дзоты и  доты, которые охраняли подходы к батарее с тыла, казармы – все это было расположено недалеко от батареи за сопкой, в недосягаемости вражеской артиллерии.


Сама батарея состояла из двух капониров, у каждого капонира было два орудийных дворика.  Каждый капонир обслуживал по два орудия Б-13. Также был пункт управления стрельбой, предположительно пункт наблюдения. Также было еще одно подземное сооружение, к сожалению его назначение неизвестно. Весь комплекс был соединен подземными переходами. В метрах 200-300 от капониров находилось еще одно наземное здание, предположительно насосная, снабжающая комплекс сжатым воздухом. От нее к капонирам по шахтам шли трубы, через которые воздух под давлением подавался к механизмом и орудиям. Возможно там же были установлены дизель генераторы для снабжения батареи электричеством.
Сами капониры лично я считал одноэтажными.. Но в одном из капониров нашли спуск на этаж ниже.. К сожалению что там было и что находиться до сих пор для меня остается тайной — вход на этаж ниже полностью был заполнен льдом. К сожалению я не могу приложить фотографию, будем надеяться, что кто нибудь сможет ее предоставить.. Так что можно предположить, что капониры на батарее Островного состояли из нескольких этажей..

На снимке потолок капонира.. Судя по всему крыша капонира состояла не только из монолитного железобетона, но и из брони.. Вот такой многослойный пирог…


На фото механизм подачи снарядов из погреба к орудию. Управление также ручное.


Большая часть помещений в капонире имела герметично закрывающиеся двери. Одна из них на снимке..

В каждый капонир вело два входа в тамбур и уже непосредственно в саму батарею вел уже один вход. Такая планировка позволяла защитить вход к капонир от попадания снарядов и обеспечивала бесприпятственный выход и вход в капонир.

Управление механизмами и орудиями на батарее осуществлялась при помощи пневматики. На снимке видны трубы подачи и распределения воздуха

Также для обороны батареи были подготовлены траншеи, и окопы. На фото вход из траншеи в переходы батареи. Для брустверов траншей использовалась местная лиственница..


Как говорилось выше, капониры, пункт управления огнем, переходы и другие подземные сооружения были оснащены принудительной вентиляцией. На фото один из заборов воздуха на территории батареи..




Спустившись в колодец я оказался в большом помещении, частично заполненным льдом. Выхода в переходы из него не было, поэтому логично было предположить, что толщина льда составляла не менее двух метров. Для чего служило или использовалось это помещение, так и осталось загадкой..






Сами капониры со стороны входа находились практически вровень с землей, поэтому входы были сделаны ниже поверхности земли и к каждому входу вела лестница..



В метрах 100 от батареи, над самым обрывом было обнаружено вот такое сооружение. Что это было — слив или вентиляция так и осталось непонятным..


Поселок возле полуострова Птичий.




В состав комплекса административных и жилых зданий входило несколько зданий, расположенных на территории возле мыса Островной.
К сожалению сейчас невозможно определить назначение многих из них, но о некоторых можно сказать точно.



Казарма была построена двухэтажной. Первый (цокольный этаж) был выложен из местного камня (бута). Второй этаж был выложен из красного кирпича.

Отапливалась казарма при помощи автономной системы отопления с котлом. На данный момент сохранилась и часть самой системы (трубы) и котел, работавший видимо на угле..
На ручье располагалась маленькая гидроэлектростанция, видимо работавшая в летний период для снабжения электроэнергией поселка в качестве дополнительного источника электроэнергии. Следы от нее существуют и по сей день.








Фундамент сложен из местного камня (бута). Остались остатки гребного колеса, станина, закрепленная на фундаменте и кожух..


На фото хорошо видна станина крепления, передаточный вал, шестерни, крепеж для электрогенератора,крепления и спицы гребного колеса.




Как добраться к батарее?

Дороги, по которым можно добраться до батареи и полуострова Птичий на сегодняшний день
К батарее вели две дороги.
Первая проходила мимо водохранилищ и далее шла вдоль ручья. Она заканчивалась у комплекса административных и жилых зданий. Ответвление на саму батарею находилось в метрах 500-600 не доезжая до казармы. В настоящее время эта дорога пока еще существует, правда в плачевном состоянии. Ее активно используют туристы, грибники и рыбаки, для охоты за рыбой и крабом у мыса Островной.
Вторая дорога шла от объездной дороги на Головные, ее начало находиться в метрах 300-400 до поворота и спуска непосредственно на саму бывшую нефтебазу. Эта дорога шла мимо болота, рядом с вершинами сопок по гряде до самой батареи. Въезд на саму батарею с дороги прикрывал дот с двумя амбразурами для пулеметов, также еще можно найти следы окопов. В настоящее время дорога не используется, но ее следы еще видны..
По моему мнению эта дорога использовалась во время строительства самой батареи и перевозки пушек и оборудования для нее..








В метрах 300 от капониров по дороге находиться еще одно здание, предположительно компрессорная.


Внутри здания хорошо видны фундаменты под агрегаты, которые стояли здесь.. Возможно здесь стояли агрегаты для обслуживания пневматической системы батареи..


Трубы из здания по коробам и галереям уходили на батарею..




Один из колодцев на территории батареи, ведущий в технические коммуникации, по которым проходили трубы и кабеля..
Среди оборонительных сооружений батареи можно отметить следующие..
Со стороны моря батарея была надежно защищена отвесными скалами, подняться по которым представляет и сейчас большую проблему..







Командный пункт управлением огнем. Его не сгубило время и война. Пал жертвой автогена стервятников за металлом..
Пункт управления стрельбой был срезан, все кабеля вытащены и сожжены, все доступные трубы отрезаны и вывезены..
В настоящее время остались в сохранности оружейные дворы, капониры и здание технического назначения в метрах 300 от батареи, предположительно служившее насосной (пушки управлялись при помощи пневматики)

Время и люди не пощадили батарею № 960. В настоящее время практически все здания разрушены..
Сама батарея практически в полной сохранности существовала долгое время, до наступления демократических времен и нашествия стервятников за металлом.. Пушки были порезаны на металлолом и вывезены..




По моему личному мнению скорее всего там была вагонетка на рельсах и лебедка для ее подъема.  По крайней мере у самого берега сохранились два рельса вкопанных в землю, что говорит в пользу этой теории..


    Считаю необходимым отметить, что батарея № 960 на мысе Островном по своим параметрам, зданиям, коммуникациям значительно превосходит свою соседку батарею № 401 с мыса Ольский.
    Хочется также отдать дань уважения к строителям этого сооружения, ибо несмотря на большой объем работ батарея была введена в строй  ударными темпами..
Есть сведения, что строительство этой батареи осуществляли заключенные, но ни каких фактов или находок, прямо говорящих об этом не найдено..  Также в районе батареи я не видел ни могил, ни крестов..
    Очень обидно и горько осознавать, что батарея, которая могла стать памятником живой истории города, принесена в жертву золотому тельцу и стервятникам от металла.. И никто из нас не сможет показать своим детям — посмотри, вот эти пушки Б-13 защищали вход в бухту Нагаева..

смотрите другие материалы в проекте Призачная Колыма

Взято у моего товарища Василия Образцова, с его разрешения.

Интересный рассказ. Раньше тоже увлекался, но по теме РВСН.
островной
мне кажется, одно фото вкралось немного не в тему.
там же ещё пограничники стояли.
уже после расформирования батареи.
и прожекторная установка была именно у них..
это более позднее строение с "модной" штукатуркой..
Увлекательный основательный репортаж с прекрасными фотографиями.Вот это класс сооружений!Они напомнили форты Финского залива и финские,как мы называли,дзоты на бывшей до войны советско-финской границе.Вот сейчас понял из Вашего репортажа,что это капониры.А сравнил по качеству и классу строительных работ-как здорово продумано,запроектировано и добротно выполнено.Похоже на работу старых спецов.А почему расформирована батарея?Спасибо за рассказ! :)
Да, действительно, жаль.

Пусть оно и не служило уже оборонительным целям, в силу каких-то причин.

А музей было бы неплохо сделать.

Чалый, в Севастополе, на 35 батарее такое сделал....
Это была защита от Японии . Было три батареи 130мм пушек по четыри орудия в батареи и три или четыри батареи сорокопяток . Батареи законсервирововали в середине 50ых , а некоторые и раньше . Четыри орудия ещё сохранились на Ольском мысу , ряжаные казачки пытались их вывезти на лом , но обломились .http://www.ok.ru/profile/535353731162/album/805609403994 если есть желание посмотрите мой альбом .
А от кого собирались отбиваться?
От пендосов?
Отличный пост. Спасибо. Одно уточнение - все дороги используются. Ну как используются)) - ездим на квадроциклах, это у нас обычный кружок - водохранилище, Островной, батарея, по верху на Головные через водопад. Есть, кстати, еще вариант срезать: с дороги на Головные в районе карьера вниз на телеграфку, и выезд почти перед Островным.
Автор, смотрю, достаточно бездумно использует слово "капонир", и применяет его во все щели. Впрочем, я так полагаю, что это не совсем его вина, а просто перенесённое из тоже не очень грамотно написанной статьи.

Впрочем, сама батарея, судя по-всему, достаточно интересного устройства.